http://vespa.media/2018/05/chto-takoe-kulturnyiy-marksizm/

Raymond V. Raehn

Что такое культурный марксизм?

Сегодня в Европе и Америке доминирует чужеродная система верований, взглядов и ценностей, известная под названием “политкорректность”. Политкорректность стремится навязать единство мышления и поведения всем американцам и, следовательно, является тоталитарной по своей природе. Её корни лежат в разновидности марксизма, направленном на радикальное разрушение традиционной культуры в целях совершения социальной революции.

Социальная революция имеет долгую историю, предположительно она описана еще в “Республике” Платона. Французская революция 1789 года вдохновила Карла Маркса, и он стал развивать свои теории в 19-м веке. В двадцатом веке успех большевистской революции 1917-го года в России вызвал волну оптимистических ожиданий в марксистских кругах в Европе и Америке, т.к. считали, что наконец-то был создан “новый пролетарский мир равенства”. Что Россия как первая в мире страна победившего коммунистического строя поведет теперь революционные силы всего мира к победе.

Марксистские революционные силы Европы принялись использовать эту возможность. После окончания Первой мировой войны произошло коммунистическое восстание «спартаковцев» в Берлине под руководством Розы Люксембург, был создан «Баварский совет» во главе с Куртом Эйснером; в 1919 г. также была образована «венгерская коммунистическая республика», возглавляемая Бела Куном. В то время очень опасались, что вся Европа может попасть под знамена большевизма. Это чувство обреченности еще более усиливалось ввиду вторжения Красной армии Троцкого в Польшу в 1919 году.

Тем не менее, Красная Армия потерпела поражение от польских войск в битве на Висле в 1920 году. «Спартак», правительства Советской Баварии и венгерской республики Бела Куна не смогли получить широкую поддержку со стороны рабочих, и вскоре все они были свергнуты. Эти события создали затруднительное положение для марксистов-революционеров в Европе. Согласно марксистской экономической теории, угнетенные рабочие должны были быть заинтересованы в социальной революции и занять свое место на вершине властной структуры. Однако когда эти возможности предоставились, рабочие на них не откликнулись. Марксисты-революционеры не признали свои теории порочными из-за этих неудач. Они обвинили в этом сам рабочий класс.

Одна группа марксистов-интеллигентов занялась анализом культурной “надстройки общества”, а не экономики, как это делал Маркс. Итальянский марксист Антонио Грамши и венгерский еврей Георг Лукач внесли наибольший вклад в эту новую форму марксизма – «культурный марксизм». 

Антонио Грамши работал на Коммунистический Интернационал в 1923-24 г.г. в Москве и Вене. Позже он был заключен Муссолини в тюрьму, в которой написал свои знаменитые “Тюремные заметки”. Среди марксистов Грамши известен своей теорией культурной гегемонии как способа классового господства. По его мнению, новый “коммунистический человек” должен быть создан еще до того, как станет возможной политическая революция. Это привело к сосредоточию усилий интеллектуалов на образовании и культуре. Грамши предполагал долгий путь через институты общества, в т.ч. правительство, судей, военных, школы и СМИ. Он также сделал вывод, что пока у рабочих в душе остаётся христианство, они не будут реагировать на революционные призывы. 

Георг Лукач (настоящая фамилия Лёвингер) был сыном богатого венгерского банкира еврейского происхождения. Лукач начинал свою политическую жизнь в качестве агента Коминтерна. Его книга «История и классовое сознание» принесла ему известность как ведущему теоретику-марксисту. Лукач считал, что для возникновения новой марксистской культуры существующая культура должна быть уничтожена. Он говорил: “Я считаю революционное разрушение общества как единственное решение культурных противоречий эпохи”, и: “Такое всемирное уничтожение ценностей не может произойти без уничтожения старых ценностей и создание новых, революционных”.

Став заместителем наркома по вопросам культуры при большевистском режиме Бела Куна в Венгрии в 1919 году, Лукач занялся так называемым “культурным терроризмом”. В рамках этого терроризма он ввел радикальные программы полового воспитания в венгерских школах. Венгерских детей обучали свободной любви, половому акту, внушались идеи об архаичности семейного уклада, устаревшей природе моногамии и ненужности религии, которая лишает человека всех удовольствий. Женщины тоже были призваны восстать против сексуальных нравов того времени. “Культурный терроризм” Лукача был предвестником того, что позже, во времена политкорректности, пришло в американские школы.

В 1923 году Лукач и другие марксисты-интеллектуалы, связанные с коммунистической партией Германии, основали Институт социальных исследований в Германии, во Франкфурте-на-Майне. Институт, который стал известен как «франкфуртская школа», и был создан по образцу института Маркса-Энгельса в Москве. В 1933 году, когда нацисты пришли в Германии к власти, члены франкфуртской школы бежали. Большинство переехало в Соединенные Штаты.

Члены «франкфуртской школы» провели многочисленные исследования по религии, убеждениям, общественным и человеческим ценностям, которые, по их мнению, лежат в основе роста национал-социализма в Германии. Исследования франкфуртской школы сочетали марксистский анализ с психоанализом Фрейда и заложили основу того, что стало известно как “теория критики”.

Теория критики представляла собой, по существу, деструктивную критику основных элементов западной культуры, в том числе христианства, капитализма, власти, семьи, патриархального уклада, иерархии, морали, традиции, сексуальных ограничений, верности, патриотизма, национализма, наследования, этноцентризма, обычаев и консерватизма. 

Эти критические замечания были отражены в таких работах франкфуртской школы как «Бегство от свободы» и «Догмат о Христе» Эриха Фромма, «Массовая психология фашизма» Вильгельма Рейха и «Авторитарная личность» Теодора Адорно.

«Авторитарная личность», опубликованная в 1950 году, оказала существенное влияние на американских психологов и социологов. Книга основана на одной базовой идее, что наличие в обществе христианства, капитализма и патриархально-авторитарной семьи создают склонность к расовым предрассудкам и немецкому фашизму. «Авторитарная личность» стала настольной книгой при проведении кампании против любых предрассудков или дискриминации согласно теории, что если это зло не искоренить, то на американском континенте может произойти второй холокост. В свою очередь, эта кампания послужила основой для идеологии политкорректности.

Теория критики включала в себя ряд субтеорий, направленных на разрушение конкретных элементов существующей культуры, в том числе “теорию матриархата”, “андрогинную теорию» [явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские и мужские качества, «унисекс»] , “теорию личности”, “теорию власти”, “теорию семьи”, “теорию сексуальности”, “расовую теорию”, “теорию права” и “теорию литературы”. Претворенные в жизнь, эти теории должны были быть использованы с целью свержения существующего социального порядка и совершения социальной революции на основе принципов культурного марксизма.

Теоретики франкфуртской школы понимали, что для достижения этой цели традиционные представления и существующие общественные структуры должны быть уничтожены, а затем заменены. Патриархальная социальная структура будет заменена матриархатом; убеждение, что мужчины и женщины разные и, следовательно, играют разные роли, будут заменены «унисексом», а представление о том, что гетеросексуальность нормальна, будет заменено представлением о нормальности гомосексуализма. 

Начертав большой план, предназначенный уничтожить ценности, присущие белому гетеросексуальному мужчине, теоретики франкфуртской школы вышли к расовым противоречиям троцкистов.

Еще Лев Троцкий считал, что угнетенные черные могут быть авангардом коммунистической революции в Северной Америке. Он осуждал белых рабочих, которые предвзято относятся к чернокожим и призывал их совместно с неграми делать революцию. Идеи Троцкого были приняты многими студенческими лидерами движения контркультуры 1960-х годов, которые пытались поставить черных революционеров на руководящие должности в их движении.

Революционные студенты были также под сильным влиянием идей Герберта Маркузе, другого представителя франкфуртской школы. Маркузе проповедовал “Великий Отказ”, отказ от всех базовых западных концепций, сексуальную революцию, усиление феминизма и революцию черных. Его основной тезис состоял в том, что студенты, негры из гетто, маргиналы, асоциальные элементы и выходцы из стран Третьего мира могут занять место пролетариата в будущей коммунистической революции. 

В своей книге «Эссе об освобождении» Маркузе заявил о своей цели радикальной переоценки ценностей, снятии табу, культурной подрывной работе, о «теории критики» и лингвистическом протесте, которые будут приводить к методическому переворачиванию значений. Что касается расовых конфликтов, то Маркузе писал, что белые люди виновны и что чернокожие представляют собой наиболее естественную силу восстания.

С точки зрения истоков политкорректности, Маркузе может считаться самым главным представителем Франкфуртской школы, потому что его учение было важным звеном для контркультуры 1960-х годов. Его цель была ясна: “можно по праву говорить о культурной революции, т.к. протест направлен против всего культурного истеблишмента, в т. ч. против нравственности существующего общества…” Средством было высвобождение мощной, первобытной сила секса от всех цивилизационных ограничений (его книга «Эрос и цивилизация», 1955 г.). Маркузе стал одним из главных гуру молодежной сексуальной революции 1960-х г.г., это его лозунг MAKE LOVE, NOT WAR (занимайтесь любовью, а не войной). Его вклад в учение марксистской Франкфуртской школы было завершающим: от деятельности Лукача как заместителя наркома по культуре в большевистском правительстве Венгрии в 1919 году до сжигания флага американскими студентами и захвата зданий администрации колледжа в 1960-х годах. Сегодня многие из этих самых колледжей представляют собой центры политкорректности, а бывшие студенты-радикалы стали деканами.

Одним из наиболее важных создателем идеологии политкорректности была Бетти Фриден. Благодаря своей книге «Женская мистика» Фриден стала основателем современного феминистского движения в Америке. Фридан не была членом Франкфуртской школы, но находилась под сильным ее влиянием. Ее работа дает доказательства марксистской сущности политкорректности.

Фридан посвятила почти целую главу в «Женской Мистике» теории самореализации Абрахама Маслоу. Маслоу был социальным психологом, который в своих ранних работах занимался исследованиями женского доминирования и сексуальности. Маслоу был другом Герберта Маркузе в университете Bandeis, с Эрихом Фроммом он познакомился в 1936 г. На него произвела сильное впечатление идеологии Фромма. Он написал статью “Характер авторитарного строя” (1944 г), в ней рассматривалась теория личности в рамках теории критики. Маслоу был под впечатлением работы Вильгельма Райха, который являлся еще одним создателем теории личности во Франкфуртской школе.

Значение исторических корней политкорректности не может быть полностью оценено без рассмотрения гендерной теории Бетти Фридан как продолжения революционного процесса, начатого Карлом Марксом. Простым доказательством являются ссылки Фридан на работы Абрахама Маслоу по идеологии Франкфуртской школы. Другим доказательством является связь гендерной революции Фридан и уничтожением «старых ценностей и создание новых» по Георгу Лукачу с «переоценкой ценностей» по Герберту Маркузе. Но идея трансформации патриархата в матриархат, которая призвана решать гендерная инверсия, может быть непосредственно увязано с работой Фридриха Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства». Впервые опубликованная в 1884 году, эта книга подкрепила ныне принятое у феминисток убеждение в том, что глубоко укоренившаяся дискриминация женщин проистекала из патриархата. Убеждение, что матриархат был уничтожен патриархатом, прослеживается в комментариях Маркса к “Немецкой идеологии”, опубликованной в 1845 году. В этой работе Маркс выдвинул идею, что жены и дети явились первой собственностью патриархального мужчины матриархальной теории. Теория матриархата Франкфуртской школы (и частично андрогинная теория «унисекса») возникла из этих источников.

При обращении к широкой общественности сторонники политкорректности – или культурного марксизма, если быть более точным, пытаются представить собственные взгляды в привлекательном свете. Это всего лишь вопрос о том, чтобы быть более «отзывчивым» к другим людям, говорят они. Используя такие слова, как “толерантность” и “разнообразие” (diversity), они вопрошают: “Почему же мы все не можем ладить друг с другом?”

Действительность, однако, совсем иная. Политкорректность это вовсе не значит “быть добреньким”. Политическая корректность это марксизм со всем тем, что он подразумевает: запрет на свободу выражения собственного мнения, контроль за мыслями, переворачивание традиционного общественного порядка и, в конечном счете, тоталитарное государство. Культурный марксизм, созданный Франкфуртской школой, это более страшное явление, чем старые, экономические теории марксизма («традиционный марксизм»), потерпевшие крах в России. По крайней мере, экономические марксисты не превозносят сексуальные извращения и не делают попыток воссоздать матриархат, как это делают представители Франкфуртской школы и ее последователи.

В этом кратком очерке показана связь между классическим марксизмом и теми формами “культурной революции”, которая происходила в Америке в 1960-х годах. Конечно, события не останавливается на 60-х годах; схемы Франкфуртской школы все еще действуют, особенно в области образования.

оригинал